Чек-лист для проведения мероприятия без отходов
Прочитайте текст и выполните задание. Мы указали примерное время выполнения, на которое можно ориентироваться. Или выполните задание в удобном для вас режиме.
18-35
Экспертный
Узнаете, как провести мероприятие в соответствии с концепцией «Ноль отходов»
ЭкоМероприятия
Учись
15 баллов
2 часа
В последнее время люди больше стали осознавать, как их образ жизни влияет на окружающую среду, поэтому даже проведение мероприятий рассматривается через экологическую призму. В среднем, если мы говорим о масштабных мероприятиях (фестивалях, например), один участник события генерирует почти 2 кг отходов в день. Но сегодня любые организации могут сделать свои события более экологичными. А вы — как эксперт в экологичном образе жизни — помочь им в этом.
Чтобы экологизировать мероприятие в вопросе образования отходов, нужно следовать всего 3 простым советам:
Чек-лист для проведения мероприятия без отходов
1) Назначьте ответственного за закупку продуктов, если мероприятие предполагает питание. Выдайте ему четкое задание, которое включает в себя следующие пункты:

  • Конфеты, печенье, овощи и фрукты лучше брать на развес в свои мешочки или максимально большими упаковками. Чем меньше штук в пачке, тем больше в конечном итоге получится упаковки, которая отправится в мусорное ведро. Некоторые фрукты и овощи, например, бананы, не обязательно упаковывать в пакет, ведь ценник можно наклеить сразу на связку. Важно обратить внимание, что конфеты надо покупать в бумажной, а не в металлизированной упаковке — этот материал не перерабатывается.
  • Если необходимо сделать бутерброды или канапе с колбасой и сыром, обратите внимание ответственного за закупку продуктов, что оптимально брать не готовые нарезки этих продуктов, а кусок большого размера или батон колбасы целиком. Так вы избежите накопления огромного количества пластиковых лотков.
  • Не забудьте выдать ответственному за закупку многоразовые шоперы или пакет с пакетами, чтобы не пришлось брать их в магазине.
2) Вместо одноразовых пластиковых тарелок отдайте предпочтение бумажным без пластиковой ламинации. Такие тарелки можно сдать в макулатуру в чистом виде или компостировать, если они загрязнены остатками еды. Еще лучше использовать многоразовые тарелки, кружки и столовые приборы. Это смотрится более стильно, в отличие от одноразовой посуды.

Важно: Если все-таки вы решили использовать на мероприятии одноразовую посуду, избегайте маркировки «6» (полистирол). Этот материал не только не интересует большинство переработчиков, но и может негативно сказаться на вашем здоровье — например, при нагревании.
3) Приготовьте многоразовые контейнеры, чтобы унести остатки еды домой. Пищевые отходы — одна из причин глобального изменения климата. Чем больше мы выбрасываем еды, тем больше тратится ресурсов впустую и тем больше метана выделяется в атмосферу.
4) Организуйте раздельный сбор отходов на мероприятии. Если масштаб мероприятия велик и предвидится большое количество вторсырья, лучше организовать дежурство волонтеров у баков. Волонтер поможет правильно рассортировать вторсырье и сможет подробнее рассказать гостям, почему так важно сдавать вторсырье. Лучше заранее приготовить несколько мусорных ведер или пакетов и оповестить участников, какой вид отходов в какое ведро нужно утилизировать. Например, пластик отправляется в желтое ведро, а алюминиевые банки от напитков — в синее. Информацию об этом можно заранее добавить в памятку участника или оформить как сноску в программе мероприятия, разместить на официальном сайте и в социальных сетях проекта.

5) Простую питьевую воду можно не закупать в одноразовых пластиковых бутылках, а приготовить многоразовый графин и налить туда фильтрованную и кипяченую воду из чайника. Это экономично и очень экологично. Также можно использовать кулер.
Полезный совет
Кулер и питьевой фонтанчик можно взять в аренду под мероприятие. В зависимости от его масштаба, аренда кулера может выйти финансово более выгодной, чем покупка одноразовых бутылок с водой.
6) Важно, чтобы организатор мог обеспечить мероприятие как можно большим количеством многоразовых стаканов, так как на практике многие гости забудут свои кружки дома, в связи с чем придется распаковать пачку одноразовых стаканчиков. Если мероприятие большое, а гости в основном — незнакомые люди, рассмотрите возможность внедрить капшеринг: за небольшой залог гости могут взять многоразовый стакан и вернуть его после мероприятия вместе с залогом.
7. Для декорирования используйте только те украшения, которые можно собрать и использовать на следующих мероприятиях, например, разноцветные флажки или гирлянды. А вот воздушные шарики совершенно не соответствуют этому критерию. Птицы часто проглатывают кусочки улетевших шаров или запутываются в ленточках.

8. Вместо срезанных цветов на мероприятии можно дарить полезные подарки, которые помогут получившим их стать экологичнее. Например, многоразовые бутылки или кружки. У срезанных цветов огромный экологический и углеродный следы. Они обычно выращиваются на другом конце планеты с применением пестицидов, доставляются в коробках самолетами, которые, как вы знаете, являются самым неэкологичным видом транспорта на Земле. Если необходимость в покупке цветов все же есть, рекомендуем приобрести цветок в горшке: он будет радовать человека многие годы, а не пару дней.

Доказано: мероприятие без отходов — лучший способ рассказать о своих экологических ценностях большому количеству людей, а значит, сделать причастными к бережному празднованию и потреблению даже тех, кто еще не задумывался о том, почему это так важно.
А теперь для закрепления полученной информации выполните задания:

1. Ответьте на вопрос: что, по вашему мнению, делает мероприятие экологичным?
2. Подумайте, как еще можно сократить количество отходов на мероприятии?
3. Расскажите о трех способах минимизировать экологический след вашего мероприятия, которое вы хотели бы провести в ближайшее время. Или поделитесь успешным опытом экологизации событий, который у вас уже есть.