Как просвещать эффективно?

Прочитайте вводный текст и выполните задание. Мы указали примерное время выполнения, на которое можно ориентироваться. Или выполните задание в удобном для вас режиме.


36+
ПРОДВИНУТЫЙ
Научитесь применять результативные методы экопросвещения
в ходе выступлений

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕЙСТВУЙ
10 баллов
2 часа
В деле просвещения важную роль играют публичные выступления. Это может быть как неформальный рассказ о своем личном экологическом опыте в кругу друзей на пять человек, так и выступление на экологическом форуме на двести участников. Пройдемся по основным моментам, на что необходимо обратить внимание, чтобы добиться желаемого эффекта.
Как выступить максимально эффективно?
Обращайте внимание на подготовку следующих элементов:
1. План выступления;
2. Презентация с тезисами;
3. Репетиция перед зеркалом до выступления, отслеживание времени выступления.

Не забывайте про внешний вид!
· Важно хорошо выспаться перед выступлением;
· Оденьтесь в то, что подходит вам по стилю, раскрывает вашу индивидуальность. Одежда должна быть соответствующего мероприятию стиля, но при этом удобной, чтобы ничто не отвлекало вас от выступления;
· Желательно, чтобы одежда была из натуральных, переработанных или органических материалов. Если не одежда, то хотя бы аксессуары. Можно отдать предпочтение зеленому цвету, но важно не переборщить.

Содержание выступления

· Держите фокус на цели - зачем вы здесь? Чтобы люди увлеклись темой, вдохновились и начали что-то делать.

· Не заваливайте участников данными, фактами, примерами. Не «зарывайтесь» в детали.

· Людям важен личный пример. Вставляйте побольше примеров из своей жизни и жизни ваших друзей, только не переусердствуйте.

· Многие экоэнтузиасты думают, что они одни такие в своем городе/поселке. Покажите, что это не так. Пусть посмотрят друг на друга. Придумайте 1-2 задания для работы в микрогруппах для знакомства.
· Возьмите с собой набор экологиста для показа во время выступления. Например, экосумки, экомешочки, авоськи, экобутылку, экокружку-тамблер, многоразовые трубочки для коктейлей, многоразовые бахилы, блокнот из вторсырья и другое.

· Подготовьте раздаточный материал - лист А4 с краткими тезисами/полезными ссылками/вашими контактами. Распечатайте в черно-белом варианте или на черновиках. Или используйте систему QR-кодов.

· Подбирайте нужные слова и образы, которые могут кратко и емко донести суть того, что вы хотите сказать.

· Используйте полезные словоформы: «Насколько я знаю/понимаю...», «Я чувствую ...» – вместо «Я уверен, однозначно». «Важно...» – вместо «Нужно/Обязаны...».

Как работать с трудными участниками?
· Эффективнее работать с «теплой» аудиторией, с людьми, у которых есть хотя бы небольшой интерес к экотеме. 
· Излучайте искренность и уверенность, будьте последовательны.
· Не поддавайтесь на провокации, не вступайте в споры. Можно сказать:  «Я вас услышал, у нас сегодня иная тема встречи», «Благодарю, сегодня участники пришли для того, чтобы послушать меня, поэтому я продолжу», «Мы не успеем обсудить все самое важное, если будем углубляться. Готов обсудить с вами после лекции, а сейчас продолжим».

Возможные типы «трудных» участников.
1 тип — «Говорун-Болтун»
Такой участник говорит много и не останавливаясь. Как правило, только ради привлечения внимания. Это отвлекает остальных участников.

Что делать?
Когда видите, что такой участник начинает себя вести демонстративно, работает на публику, избегайте положительного невербального подкрепления со своей стороны – улыбок, одобрительных кивков и жестов. Озвучьте всем, что эффективнее, когда работа и внимание группы распределены равномерно между всеми участниками. Например: «Я вынужден прервать вас, спасибо! Другие присутствующие тоже хотят высказаться». Обращайтесь к другим участникам, особенно к молчаливым, предоставляя им право высказаться.

Побеседуйте с «Говоруном» во время перерыва и объясните, что его активность это хорошо, но важно предоставить возможность включаться в обсуждение другим участникам группы.
2 тип — «Шут-Весельчак»
«Весельчак» вызывает постоянную улыбку на лицах окружающих своим поведением. От него можно ожидать шутки по любому поводу. Но эта способность находить смешное в любой ситуации часто раздражает остальных участников, желающих поработать всерьез.

Что делать?
Используйте «Весельчака» по прямому назначению — давайте ему слово в тот момент, когда это действительно необходимо и всем стоит хорошо посмеяться. 
Если он не понимает, то твердо поясните, что его «шутливость» сейчас неуместна, а возможность развлечь группу появится в перерыве.
3 тип — «Ворчун - Нытик»
Поведение такого участника может меняться от молчаливого неучастия или ворчания себе под нос до постоянных жалоб и упреков. И тогда он рассматривает каждое обсуждение как возможность пожаловаться на то, что его не устраивает: на соседей, коллег по работе и тому подобное. При этом, на самом деле «Ворчун» может быть недоволен чем угодно.
Если дать ему шанс поговорить «о наболевшем», то его негативизм и пессимизм может полностью разрушить групповую динамику. 

Что делать?
Предложите обсудить проблему с другой стороны и спросите «Ворчуна», какие конкретные действия он готов предложить. В ходе работы группы можно дать ему выговориться, а потом двигайтесь дальше. Например: «Я вижу, для вас это важно. Давайте сейчас мы отведем ровно три минуты на ваш вопрос, а потом отложим его до окончания программы или перерыва». 
4 тип — «Критик-Скептик»
Его скептицизм тотальный и заражающий: он не верит в успех предлагаемых лектором решений, не верит в свой собственный успех. Обесценивает комментарии и поддержку тренера. При каждом удобном случае критикует чужие предложения, выдвигает множество аргументов «против» и при этом не предлагает своих конструктивных предложений.

Что делать?
Переводите все обсуждения в плоскость конкретных обсуждений, предложений, экспериментов, статистики и фактов. Если “Скептик” не готов слушать и допустить мысль о том, что он может быть не правым, то дальнейшая работа может быть неэффективна. Попросите его покинуть мероприятие или побыть наблюдателем, подготовив критику в письменном виде. 
5 тип — «Эксперт-Умница»
«Умница» обычно занимает позицию активного наблюдателя-эксперта, стремясь подмечать ошибки тренера: как реальные, так и несуществующие. Очень любит спорить с тренером и другими участниками. Ему важно показать свои знания. В своей речи часто использует научные термины, сложные фразы, цитаты.

Что делать?
Поблагодарите «Эксперта» за замечания и, положительно оценив их, двигайтесь дальше по своей теме. Например: «Спасибо вам за экознания, которыми вы поделились. А теперь приступаем к следующей теме». Обратитесь за помощью к «Умнице» по какому-то вопросу. Например: «Чтобы следующее упражнение было наиболее эффективным, мне потребуется помощь. Иван, мог бы я рассчитывать на вас как на эксперта по расхламлению?»
6 тип — «Молчун-Скучающий»
«Молчун» не включен в работу, витает в облаках, рассеян, уткнулся в смартфон, чаще молчит, чем говорит. 

Что делать?
Побеседуйте с «Молчуном» в перерыве. Объясните, что его, как участника, не хватает. Поймите, чем вызвана такая реакция. Постарайтесь вовлечь «Молчуна» в работу, задавайте ему вопросы.
Как понять, что выступление было успешным?
  • Участники после завершения выступления не хотят расходиться, общаются с вами или друг с другом;
  • Положительные эмоции, смех, благодарности;
  • Увеличение числа подписчиков в ваших социальных сетях;
  • Присутствующие задумались и взяли публичное обязательство сегодня начать применять ту или иную экопривычку.
Задание
Пройдите тест.
Изучите рекомендации и адаптируйте их для себя. Запишите свои примеры успешной работы с «трудными» участниками.