Круглый стол «Внедрение экологического просвещения в образовательный процесс. Проблемы и вызовы. Кейс Камчатского края» открыл экспертную часть деловой программы форума «Экосистема. Заповедный край». Ключевой задачей мероприятия стал продуктивный диалог между природоохранной отраслью и учреждениями образования для формирования решений, позволяющих сделать экологическое просвещение системным процессом в образовательных учреждениях.
В обсуждении вопросов экологического просвещения приняли участие: Заместитель начальника управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская, руководитель проекта «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Вита Саар, Директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения г. Москвы «Воробьевы горы» Елена Мельвиль, руководитель Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук, и.о. директора ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Александра Яковлева, руководитель БФ «Подари Планете Жизнь» Наталья Еремеева, Начальник Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Максим Гореликов, создатель программы уроков об этичном отношении к животным Биоэтика детям Елизавета Чуршукова и Ректор КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования» Татьяна Скуматова. Модератором сессии выступила, заместитель директора по экологическому просвещению и связям с общественностью ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Татьяна Гульбина.
Стартовым тезисом сессии стала мысль о том, что с момента промышленной революции человечество небрежно относилось к природе и сейчас международные эксперты сделали неутешительный вывод: если продолжать жить по-прежнему – тренд на приближение катастрофы не удастся переломить к 2040 году. Некоторые из причин происходящего – низкая экологическая культура, непонимание серьёзности экологических угроз, связи долгосрочных экологических и экономических процессов. Людям необходимо учиться жить по-другому: как когда-то произошло становление «человека разумного», сейчас остро стоит вопрос о становлении «человека экологичного». И соответствующие ценности, установки нужно закладывать с детства. Решением этого вопроса может стать развитие и повсеместное внедрение экологического образования и воспитания.
«Действительно, государство уже на протяжении порядка 10 лет прицельно и акцентированно уделяет внимание вопросам экологического образования и просвещения. За последние несколько лет появилось множество новых форм такого просвещения. Вопросы изменения климата, экологии так или иначе являются предметом образовательных программ. Сегодня здесь собрались представители и образовательных организаций, и особо охраняемых природных территорий, и эксперты. Поэтому очень важно, что мы сегодня можем обсудить именно новые формы экологического просвещения. Вопросы, связанные с внеучебной работой, экологическим туризмом, общеразвивающей деятельностью детей и подростков. Важно прививать с самого раннего возраста вопросы экологического просвещения, любовь к окружающей природе», – подчеркнула Заместитель начальника управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская.
Методическое пособие уроков «Экософии» для дошкольного, начального, основного и среднего общего, а также средне-специального образования разработала первая Экосборная России, в которую вошли финалисты конкурса «Экософия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». В методику входят не только описания уроков, но и подробные рекомендации для педагогов. Занятия разработаны по Федеральным государственным образовательным стандартам с учетом запроса на формирования нового современного мышления у детей. Все занятия уже прошли апробацию в местах работы финалистов – в основном педагоги и воспитатели. Сейчас методическое пособие уроков Экософии находится на верификации в Институте изучения детства, семьи и воспитания при Минпросвещения России.
«Экологическую культуру важно прививать с раннего детства, через разные каналы коммуникаций: интеллектуальный, физический, эмоциональный, вербальный и духовный, чтобы базовые ценности «экологично равно патриотично» легли в основу формирования и взросления. Особенность уроков Экософии в том, что они могут проводиться как отдельные занятия, так и интегрироваться в любой предмет: историю, физику, географию, физкультуру и т.д. так как они касаются большинства сфер гармоничного развития личности: общения, питания, физической нагрузки, психологии, социальной коммуникации, интеллектуального, духовно-нравственного и художественно-эстетического развития», – пояснила руководитель проекта «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Вита Саар.
В пилотном формате уроки Экософии от одноименного проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошли в Петропавловске-Камчатском и Елизове в рамках форума «Экосистема. Заповедный край» в прошлом году. Ученикам старшей, средней и младшей школы в интерактивных форматах рассказали о правилах внедрения полезных экопривычек в свою жизнь, а также о том, какую пользу каждый человек может принести окружающей среде практикуя экологичный образ жизни. Совместно с экспертами Школы защитников природы Кроноцкого заповедника были разработаны сценарии 12 экоуроков по 4 темам «Камчатка. Заповедный край», «Поведение человека на природе. Взаимоотношения с природой», «Биоразнообразие Камчатки, животный и растительный мир», «Экологичный образ жизни», которые участники в группах доработали на форуме.
На круглом столе уникальные уроки по разным тематикам представили члены Экосборной России. Яна Трудкова из Челябинской области рассказала об уроках на базе всероссийского экокультурного проекта #НЕМУЗЕЙМУСОРА, сооснователем которого она является. Организатор экологических акций в регионах России Василий Яицкий из Нижегородской области представил примеры из своей экологической акции «Киноэкология» в рамках культурно-гуманитарного проекта «О будущем» и его флагмана – «Киноуроки в школах России и мира». Никита Сальников из Республики Крым поделился методиками проведения экоуроков, разработанных для МДЦ «Артек».
«Многие заповедники и национальные парки – флагманы развития экологического образования своих регионов. Правильно подавая информацию о сохранении природы, мы можем не только повышать общий уровень экологической культуры страны, но и создать основу для формирования воспитательной среды истинного патриотизма», – отметила руководитель Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук, приведя в пример эффективные экопросветительские проекты особо охраняемых природных территорий страны. Такие, как проект национального парка «Русская Арктика» «Арктиковедение», проект национального парка «Красноярские столбы» «Есть дело до лесного дела», программа допобразования национального парка «Земля леопарда» «Леопардоведение» и многие другие.
Директор образовательного комплекса «Воробьёвы горы», почетный работник культуры города Москвы Елена Мельвиль рассказала о системе дополнительного образования и, в частности, о работе центра экологического образования, где в настоящий момент обучается более 1000 детей. И.о. директора ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Александра Яковлева отметила необходимость не только формировать отношение детей к локальной идентичности, но воспитывать в них любовь к своей малой родине. О системе экоклассов, направленной на формирование у школьников системного мышления по внедрению принципов экологичности в любой сфере с опорой на сохранение экосистем и развитие навыков внедрения ESG (экология, социум, управление), рассказала руководитель БФ «Подари Планете Жизнь» Наталья Еремеева.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Андрей Руднев обратил внимание, что сейчас работа движения направлена на переход от волонтерства к воспитанию лидеров в сфере природоохранной деятельности. Создаются образовательные программы на базе университетов, идет работа над дополнительной программой «Экономика замкнутого цикла» базе МГИМО. Он напомнил, что также был создан большой медиабанк с образовательными роликами и цикл документальных фильмов, который волонтеры демонстрируют в регионах и более подробно остановился на таких проектах для волонтеров как #экогто, в котором с удовольствием участвуют юннаты, мастерские по переработке пластика и «Зеленый фургон» – стенд с фургоном, где находится специальное оборудование, которое демонстрирует переработку пластика – велошредер, электрошредер экструдер и др. Отдельно спикер остановился на проекте «Дневник эковолонтера», который был разработанн Российским экологическим оператором на базе методического руководства как стать эковолонтером. Пособие включает программу обучения эковолонтеров на базе вузов и профильных организаций, а также сборник реальных кейсов эковолонтерства.
В прошлом году, на форуме Экосистема был дан старт образовательному проекту «Заповедный курс моя Камчатка». Этим курсом планируется в будущем решить важные и острые проблемы. Практика показывает, что жители Камчатки зачастую стремятся поменять место жительства, оставить свою малую родину ради «материка», где лучше условия жизни, не такой суровый климат, проще путешествовать. Как же с этим бороться? На самом деле, сложно любить то, о чём ты мало знаешь и что плохо понимаешь. Из этой простой мысли родилась идея создания нового учебного предмета «Моя Камчатка – заповедный край».
Начальник Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Максим Гореликов более подробно рассказал о курсе, разработанном Управлением образования совместно с Кроноцким заповедником и Школой защитников природы: «Этот курс позволяет проводить экологические уроки в школах Камчатского края. Мы уже опробовали курс во вторых классах пяти школ Петропавловска-Камчатского в минувшем учебном году. Результаты очень хорошие. Я сам посещал занятия в рамках этого курса, поскольку активно был вовлечён в его разработку, и увидел, что детям очень интересно. Уроки интерактивные, с красочными материалами, которые делают сами учителя, учитывая возрастные особенности учащихся. Этот курс помогает развивать экологическое мышление у подрастающего поколения. В нём много говорится об уникальности камчатской природы, о необходимости сохранить её в том же первозданном виде. Как это сделать, как экологически размышлять, как видеть тропы, по которым нужно ходить, как чувствовать ценность нашей природы – в понимании этого поможет наш уникальный курс «Моя Камчатка – Заповедный край». В результате мы рассчитываем получить поколение камчатцев, которое не просто не позволит себе бросить бумажку на улице, а будет максимально бережно относиться к окружающей среде».
В заключение участники отметили практическую пользу от общения в рамках круглого стола и знакомства с разными по направлениям и форматам проектами. Каждый из которых заслуживает внедрения и масштабирования.
Подытожил сессию Генеральный директор Альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов. Он отметил, что в практике часто встречается заблуждение, что между информированием и обучением можно поставить знак равенства. И порой в просветительской деятельности ограничиваются информированием. Но даже хорошие и качественные материалы не обязательно приводят к получению знаний, а тем более к изменению поведения. Людей устраивает сам факт состоявшегося обучения. А главная задача любого обучения, в том числе экопросвещения, именно в изменении поведения людей.
Стартовым тезисом сессии стала мысль о том, что с момента промышленной революции человечество небрежно относилось к природе и сейчас международные эксперты сделали неутешительный вывод: если продолжать жить по-прежнему – тренд на приближение катастрофы не удастся переломить к 2040 году. Некоторые из причин происходящего – низкая экологическая культура, непонимание серьёзности экологических угроз, связи долгосрочных экологических и экономических процессов. Людям необходимо учиться жить по-другому: как когда-то произошло становление «человека разумного», сейчас остро стоит вопрос о становлении «человека экологичного». И соответствующие ценности, установки нужно закладывать с детства. Решением этого вопроса может стать развитие и повсеместное внедрение экологического образования и воспитания.
«Действительно, государство уже на протяжении порядка 10 лет прицельно и акцентированно уделяет внимание вопросам экологического образования и просвещения. За последние несколько лет появилось множество новых форм такого просвещения. Вопросы изменения климата, экологии так или иначе являются предметом образовательных программ. Сегодня здесь собрались представители и образовательных организаций, и особо охраняемых природных территорий, и эксперты. Поэтому очень важно, что мы сегодня можем обсудить именно новые формы экологического просвещения. Вопросы, связанные с внеучебной работой, экологическим туризмом, общеразвивающей деятельностью детей и подростков. Важно прививать с самого раннего возраста вопросы экологического просвещения, любовь к окружающей природе», – подчеркнула Заместитель начальника управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская.
Методическое пособие уроков «Экософии» для дошкольного, начального, основного и среднего общего, а также средне-специального образования разработала первая Экосборная России, в которую вошли финалисты конкурса «Экософия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». В методику входят не только описания уроков, но и подробные рекомендации для педагогов. Занятия разработаны по Федеральным государственным образовательным стандартам с учетом запроса на формирования нового современного мышления у детей. Все занятия уже прошли апробацию в местах работы финалистов – в основном педагоги и воспитатели. Сейчас методическое пособие уроков Экософии находится на верификации в Институте изучения детства, семьи и воспитания при Минпросвещения России.
«Экологическую культуру важно прививать с раннего детства, через разные каналы коммуникаций: интеллектуальный, физический, эмоциональный, вербальный и духовный, чтобы базовые ценности «экологично равно патриотично» легли в основу формирования и взросления. Особенность уроков Экософии в том, что они могут проводиться как отдельные занятия, так и интегрироваться в любой предмет: историю, физику, географию, физкультуру и т.д. так как они касаются большинства сфер гармоничного развития личности: общения, питания, физической нагрузки, психологии, социальной коммуникации, интеллектуального, духовно-нравственного и художественно-эстетического развития», – пояснила руководитель проекта «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Вита Саар.
В пилотном формате уроки Экософии от одноименного проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошли в Петропавловске-Камчатском и Елизове в рамках форума «Экосистема. Заповедный край» в прошлом году. Ученикам старшей, средней и младшей школы в интерактивных форматах рассказали о правилах внедрения полезных экопривычек в свою жизнь, а также о том, какую пользу каждый человек может принести окружающей среде практикуя экологичный образ жизни. Совместно с экспертами Школы защитников природы Кроноцкого заповедника были разработаны сценарии 12 экоуроков по 4 темам «Камчатка. Заповедный край», «Поведение человека на природе. Взаимоотношения с природой», «Биоразнообразие Камчатки, животный и растительный мир», «Экологичный образ жизни», которые участники в группах доработали на форуме.
На круглом столе уникальные уроки по разным тематикам представили члены Экосборной России. Яна Трудкова из Челябинской области рассказала об уроках на базе всероссийского экокультурного проекта #НЕМУЗЕЙМУСОРА, сооснователем которого она является. Организатор экологических акций в регионах России Василий Яицкий из Нижегородской области представил примеры из своей экологической акции «Киноэкология» в рамках культурно-гуманитарного проекта «О будущем» и его флагмана – «Киноуроки в школах России и мира». Никита Сальников из Республики Крым поделился методиками проведения экоуроков, разработанных для МДЦ «Артек».
«Многие заповедники и национальные парки – флагманы развития экологического образования своих регионов. Правильно подавая информацию о сохранении природы, мы можем не только повышать общий уровень экологической культуры страны, но и создать основу для формирования воспитательной среды истинного патриотизма», – отметила руководитель Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук, приведя в пример эффективные экопросветительские проекты особо охраняемых природных территорий страны. Такие, как проект национального парка «Русская Арктика» «Арктиковедение», проект национального парка «Красноярские столбы» «Есть дело до лесного дела», программа допобразования национального парка «Земля леопарда» «Леопардоведение» и многие другие.
Директор образовательного комплекса «Воробьёвы горы», почетный работник культуры города Москвы Елена Мельвиль рассказала о системе дополнительного образования и, в частности, о работе центра экологического образования, где в настоящий момент обучается более 1000 детей. И.о. директора ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Александра Яковлева отметила необходимость не только формировать отношение детей к локальной идентичности, но воспитывать в них любовь к своей малой родине. О системе экоклассов, направленной на формирование у школьников системного мышления по внедрению принципов экологичности в любой сфере с опорой на сохранение экосистем и развитие навыков внедрения ESG (экология, социум, управление), рассказала руководитель БФ «Подари Планете Жизнь» Наталья Еремеева.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Андрей Руднев обратил внимание, что сейчас работа движения направлена на переход от волонтерства к воспитанию лидеров в сфере природоохранной деятельности. Создаются образовательные программы на базе университетов, идет работа над дополнительной программой «Экономика замкнутого цикла» базе МГИМО. Он напомнил, что также был создан большой медиабанк с образовательными роликами и цикл документальных фильмов, который волонтеры демонстрируют в регионах и более подробно остановился на таких проектах для волонтеров как #экогто, в котором с удовольствием участвуют юннаты, мастерские по переработке пластика и «Зеленый фургон» – стенд с фургоном, где находится специальное оборудование, которое демонстрирует переработку пластика – велошредер, электрошредер экструдер и др. Отдельно спикер остановился на проекте «Дневник эковолонтера», который был разработанн Российским экологическим оператором на базе методического руководства как стать эковолонтером. Пособие включает программу обучения эковолонтеров на базе вузов и профильных организаций, а также сборник реальных кейсов эковолонтерства.
В прошлом году, на форуме Экосистема был дан старт образовательному проекту «Заповедный курс моя Камчатка». Этим курсом планируется в будущем решить важные и острые проблемы. Практика показывает, что жители Камчатки зачастую стремятся поменять место жительства, оставить свою малую родину ради «материка», где лучше условия жизни, не такой суровый климат, проще путешествовать. Как же с этим бороться? На самом деле, сложно любить то, о чём ты мало знаешь и что плохо понимаешь. Из этой простой мысли родилась идея создания нового учебного предмета «Моя Камчатка – заповедный край».
Начальник Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Максим Гореликов более подробно рассказал о курсе, разработанном Управлением образования совместно с Кроноцким заповедником и Школой защитников природы: «Этот курс позволяет проводить экологические уроки в школах Камчатского края. Мы уже опробовали курс во вторых классах пяти школ Петропавловска-Камчатского в минувшем учебном году. Результаты очень хорошие. Я сам посещал занятия в рамках этого курса, поскольку активно был вовлечён в его разработку, и увидел, что детям очень интересно. Уроки интерактивные, с красочными материалами, которые делают сами учителя, учитывая возрастные особенности учащихся. Этот курс помогает развивать экологическое мышление у подрастающего поколения. В нём много говорится об уникальности камчатской природы, о необходимости сохранить её в том же первозданном виде. Как это сделать, как экологически размышлять, как видеть тропы, по которым нужно ходить, как чувствовать ценность нашей природы – в понимании этого поможет наш уникальный курс «Моя Камчатка – Заповедный край». В результате мы рассчитываем получить поколение камчатцев, которое не просто не позволит себе бросить бумажку на улице, а будет максимально бережно относиться к окружающей среде».
В заключение участники отметили практическую пользу от общения в рамках круглого стола и знакомства с разными по направлениям и форматам проектами. Каждый из которых заслуживает внедрения и масштабирования.
Подытожил сессию Генеральный директор Альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов. Он отметил, что в практике часто встречается заблуждение, что между информированием и обучением можно поставить знак равенства. И порой в просветительской деятельности ограничиваются информированием. Но даже хорошие и качественные материалы не обязательно приводят к получению знаний, а тем более к изменению поведения. Людей устраивает сам факт состоявшегося обучения. А главная задача любого обучения, в том числе экопросвещения, именно в изменении поведения людей.